Сервис «Мои чеки онлайн» уже сейчас отображает и хранит чеки из интернет-магазинов и обычных торговых точек, которые перешли на электронные чеки. Также туда попадают чеки, которые покупатели отсканировали в мобильных приложениях «Мои чеки онлайн» и «Проверка чеков». Важно отметить, что сервис поддерживает не только чеки, полученные при покупках, но и те, которые были оформлены в рамках программ лояльности.
Однако на данный момент ресурс «Мои чеки онлайн» нельзя применять как способ передачи чеков ККТ. С 1 марта после вступления в силу поправок в Закон № 54-ФЗ продавцы смогут отправлять чеки покупателям в их мобильное приложение. Для отправки чеков через сервис «Мои чеки онлайн» потребуется согласие покупателя. Исследование УПРОЩЁНКА выяснило в ФНС, нужно ли продавцу как-то особенно оформлять такое согласие или достаточно будет устного разрешения.
Законодательство о применении ККТ не регламентирует способ получения согласия покупателя на получение кассового чека в мобильное приложение «Мои чеки онлайн», указывая лишь на обязательность наличия такового. Это означает, что согласие может быть получено любым способом, не противоречащим положениям Гражданского кодекса. Такое согласие может быть как письменным, так и устным. Однако стоит учесть, что надежнее оформить его письменно.
Вместе с тем, устное согласие покупателя на отправку чека в мобильное приложение не гарантирует отсутствие последующих жалоб недобросовестного покупателя, который может утверждать, что согласия не давал. Поэтому предпочтительнее получить письменное согласие в свободной форме, не противоречащей российским законам. Напоминаем, что покупатели по-прежнему имеют право требовать бумажный чек, даже если используют приложение «Мои чеки онлайн».
Разработайте для покупателя форму письменного согласия. Например, вы можете добавить возможность для покупателей оставлять согласие в договоре оферты или в рамках программ лояльности магазина или кафе.
К карте лояльности привязывается телефон или электронная почта клиента, и при каждом использовании карты необходимые сведения будут поступать в ККТ. Тогда в кассовом чеке заполнится абонентский номер телефона или адрес электронной почты покупателя (тег 1008). В дальнейшем ФНС направит такой электронный чек из хранилища в мобильное приложение покупателя магазина или клиента кафе. Учтите, что вы обязаны по просьбе покупателя выдать бумажный чек, даже если он при оформлении карты лояльности дал согласие на отправку чеков в мобильное приложение «Мои чеки онлайн».
С 1 марта 2025 года будет действовать новый срок для отправки заказчику электронных чеков ККТ при безналичных расчетах за выполненную работу или оказанную услугу (подп. 1 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 274-ФЗ). В действующей редакции Закон № 54-ФЗ содержит только правила для передачи электронных чеков по реализованным товарам, а по выполненным работам и оказанным услугам были лишь разъяснения специалистов Минфина (письмо от 03.04.2020 № 03-01-15/26457).
Напомните продавцам кассовые правила при безналичных расчетах. Сообщите, что чек нужно пробить и направить заказчику или покупателю на следующий рабочий день после дня расчета, но не позднее момента передачи товара, результата работы или оказанной услуги. Еще предупредите ответственных лиц, что необходимо применять кассовую технику при расчетах по системе быстрых платежей, а также через автоматические устройства для расчетов (п. 2.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ в ред. Закона № 274-ФЗ).